ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ДАНИЛОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ЮРЬЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 148» Г. САРАТОВ

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки»

Цель: познакомить с понятиями : гласныйсогласный звуки.

Содержание НОД:

Психогимнастика «Улыбка»

- Я хочу с вами поделиться своим хорошим настроением и хочу чтобы вы тоже поделились друг с другом своим настроением (по цепочке хлопают друг другу по ладошке передавая настроение).У всех поднялось настроение? Отлично!

Вводная часть.

Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный город где живут звуки. Поиграть с этими звуками в интересные игры. Вы согласны отправиться в путь(Да).

Дети садятся за столы на свои места.

- Чтобы попасть в сказочный город вам надо отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно.

Что это? (звук)

- Правильно, это звукЗвуки мы слышим, слушаем. Мы знаем, что бывают звуки природы, музыки. Но есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете :

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Основная часть.

- Мы попали с вами в маленький город под названьем «Звукоград». В нем живет всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно услышать. Зовут этих жителей звуки. Шесть звуков певцов : а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки получили название — гласные.

Они между собой очень дружны и распевают песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т. е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Гласному легко живется :

Голосок свободно льется.

Звуки гласные мы знаем,

Гласных – 6, запоминаем.

Нет во рту у них преграды.

Дети их пропеть все рады.

Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком.

Игра «Назови первый звук в слове»

- Давайте поиграем с гласными звуками(Да). Я вам буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны назвать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Ананас, осень, ухо, ирис, аист, осел, утюг, игрушка, урок, озеро, апельсин и т. д.

-Ребята в этой волшебной стране есть ещё жители — согласные звуки. Им живётся не так весело. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они получили название согласные звуки.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С--- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш--- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж--- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р--- моторы тарахтят

Согласные звуки произносятся коротко, одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей). Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим или зеленым квадратиком.

Игра «Гости»

- Ребята, давайте поиграем с согласными звуками, я буду называть слова, а вам нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова (картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф).

Физкультминутка

Беленькое облако

Поднялось над крышей.

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В дождевую тучу.

(руками описать через стороны вниз большой круг и опустить,

присесть).

- Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании?

(Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.)

Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.

- Давайте поиграем в игру «Угадай звонкий или глухой».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Составление схем слов.

- А теперь они просят вас построить домики для слов. Перед вами лежат карточки с рисунками и геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова и составить схемы к этим словам (помощь в выполнении задания по необходимости) .

Итог занятия:

А нам пора возвращаться домой. Но чтобы вернуться нужно ответить на вопросы, готовы?

На какие две группы делятся звуки речи(гласные и согласные)

Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

Назовите гласные звуки.

Какими бывают согласные звуки(твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой.

10 октября 2024 в 19:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.