ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ДАНИЛОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ЮРЬЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 148» Г. САРАТОВ
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки»Цель: познакомить с понятиями : гласный, согласный звуки. Содержание НОД: Психогимнастика «Улыбка» - Я хочу с вами поделиться своим хорошим настроением и хочу чтобы вы тоже поделились друг с другом своим настроением (по цепочке хлопают друг другу по ладошке передавая настроение).У всех поднялось настроение? Отлично! Вводная часть. Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный город где живут звуки. Поиграть с этими звуками в интересные игры. Вы согласны отправиться в путь? (Да). Дети садятся за столы на свои места. - Чтобы попасть в сказочный город вам надо отгадать загадку: Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук) - Правильно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы знаем, что бывают звуки природы, музыки. Но есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим. Много звуков есть на свете : Шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи, Мы их точно знать должны. Основная часть. - Мы попали с вами в маленький город под названьем «Звукоград». В нем живет всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно услышать. Зовут этих жителей звуки. Шесть звуков певцов : а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки получили название — гласные. Они между собой очень дружны и распевают песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить. Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т. е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Гласному легко живется : Голосок свободно льется. Звуки гласные мы знаем, Гласных – 6, запоминаем. Нет во рту у них преграды. Дети их пропеть все рады. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Игра «Назови первый звук в слове» - Давайте поиграем с гласными звуками? (Да). Я вам буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны назвать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре). Ананас, осень, ухо, ирис, аист, осел, утюг, игрушка, урок, озеро, апельсин и т. д. -Ребята в этой волшебной стране есть ещё жители — согласные звуки. Им живётся не так весело. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они получили название согласные звуки. А согласные … согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочеться им петь. С,С,С--- змеиный слышен свист, Ш,Ш,Ш--- шуршит опавший лист, Ж,Ж,Ж--- жуки в саду жужжат, Р,Р,Р--- моторы тарахтят - Согласные звуки произносятся коротко, одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей). Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим или зеленым квадратиком. Игра «Гости» - Ребята, давайте поиграем с согласными звуками, я буду называть слова, а вам нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова (картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф). Физкультминутка Беленькое облако Поднялось над крышей. Устремилось облако Выше, выше, выше. Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако В дождевую тучу. (руками описать через стороны вниз большой круг и опустить, присесть). - Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании? (Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.) Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. - Давайте поиграем в игру «Угадай звонкий или глухой». Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.) Составление схем слов. - А теперь они просят вас построить домики для слов. Перед вами лежат карточки с рисунками и геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова и составить схемы к этим словам (помощь в выполнении задания по необходимости) . Итог занятия: А нам пора возвращаться домой. Но чтобы вернуться нужно ответить на вопросы, готовы? На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные) Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.) Назовите гласные звуки. Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие) Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой. 10 октября 2024 в 19:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.